Вселенная ботов: как не выбросить на ветер рекламный бюджет?

Вселенная ботов: как не выбросить на ветер рекламный бюджет?

Время прочтения 2,5 минуты

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что вашу рекламу в интернете смотрят не только люди, но и боты, и последних очень много? Вопрос может показаться странным, но свежие исследования от западных экспертов говорят, что почти четверть трафика делают роботы. Получается, что долю рекламного бюджета мы тратим на фейки?

Средняя температура по интернету

Компания Incapsula, которая занимается информационной безопасностью сайтов, представила 18 декабря анализ более 15 млрд посещений 20 000 сайтов за 2014 год. Согласно их данным 29% трафика в 2014 году сделали боты. Причем одна часть из них является поисковыми, а другая — «плохие боты», которые выдают себя за поисковых роботов. Из них 22% — специальные хакерские утилиты, собирающие статистику с сайтов и ворующие конфиденциальную информацию, еще 3% — программы, которые пытаются очистить данные на целевых сайтах.

Для сайтов с небольшой посещаемостью доля ботов больше, чем для крупных: 31% против 27%.

Incapsula отмечает позитивную тенденцию: по сравнению с 2013 годом доля ботов в трафике веб-ресурсов сократилась на 10%, впрочем на такой же процент выросло число имитаторов бот-трафика или «плохих ботов».

Боты, которые любят рекламу

Да, мы были правы, когда сказали, что реклама о счастливых семьях на счастливых кухнях не интересна людям. А вот ботам, кажется, очень даже. Согласно исследованию Американской ассоциации рекламодателей, которое прошло в августе-сентябре 2014, 23% видеорекламы крупнейших американских брендов смотрят боты. Это исследование было более обширным, чем работа Incapsula: были проанализированы данные 30 млн сайтов за период в 60 дней. В итоге рекламные видеокампании показали от 2% до 100% бот-трафика.

Гораздо лучше дела с медийной рекламой: ее смотрят только 11% роботов.

Чаще всего боты просматривают рекламу ночью — с 11 вечера до 5 утра, поэтому рекламодателям стоит задуматься, разумно ли покупать показы в это время суток.

От Волги до Енисея: больше трети боттрафика

В России боты более активны, чем на западе. Уже несколько лет подряд различные источники, в частности BotScaner, говорят о том, что роботы делают не менее 35% трафика в рунете. В большом проценте случаев это не только поисковые роботы или хакерские скрипты, а самые настоящие накрутки, которые делают владельцы рекламных площадок — веб-мастера, агентства, продающие интернет-трафик или продвижение сайтов и контента. Также заказать «слив рекламного трафика» могут ваши конкуренты.

Этой достаточно грязной, но не хлопотной работой занимаются фрилансеры-студенты, которые получают за такие задания копеечные заработки. Второй вариант — автоматизированные скрипты, которые скликивают трафик.

К сожалению, относительно видеорекламы точных цифр и исследований нет, поэтому привести мы их не можем.

Но есть отдельные методы, которые помогут выяснить реальную эффективность видеорекламы для любой компании. К примеру, разработанный специалистами mfive инструмент измерения вирусности видео — Viral Checker. С его помощью можно понять, насколько эффективны просмотры вашего видео.

Опыт анализа российских видеороликов дает почву для размышлений и, к сожалению, часто приводит к печальным выводам относительно реальности происхождения просмотров.

У любого рекламодателя в таком случае возникает законный вопрос: зачем платить за просмотры, которые делают боты? Ответ кажется очевидным. Не стоит доверять цифрам: несколько миллионов просмотров под роликом вызывают эйфорию и ощущение успеха. В этом и состоит цель недобросовестных подрядчиков. Поэтому не поддавайтесь эмоциям, не верьте глазам и отчетам, проверяйте, анализируйте источники трафика и его эффективность, пользуйтесь разными метриками.